Фридайвинг в Украине. Интервью с Александром Бубенчиковым. 2013 г.

Фридайвинг в Украине – молодой вид спорта. Имена украинских фридайверов многим пока еще неизвестны. В серии интервью мы хотим рассказать вам, кто они.

Александр, правда ли, что Вы многократный рекордсмен Украины и единственный, кто представляет нашу страну на мировом уровне?

Правда, что я многократный  рекордсмен Украины, чемпион. Все национальные рекорды Украины во всех дисциплинах принадлежат мне. Но, что только я представляю Украину на международной арене – неправда. Есть еще и другие  фридайверы, которые достойно выступают на международных соревнованиях, развиваются и продвигают этот вид спорта.

Не тяжело ли это — быть первым? «Наступают на пятки», нужно всё время быть в форме?

Ну, на пятки никто не наступает в нашей стране. Последний чемпионат Украины это показал.

Чемпионат Украины, который проходил в Одессе? Расскажите, пожалуйста, о своих результатах.

Мои результаты  были очень скромными, исходя из моих возможностей. Но и их хватило для победы. Фактически я «слил» эти соревнования.

Специально?

Отнюдь. Настраивался. Собирался. Готовился  достаточно серьезно к соревнованиям, планировал показать лучшие свои результаты. Но так как я был еще и одним из организаторов соревнований,  то к своим выступлениям не смог нормально подготовиться, сконцентрироваться, расслабиться. Соответственно статика  у меня получилась всего 4 минуты.

И это при том, что национальный рекорд у Вас в статике 7:29? Насколько близко подобрались украинские  фридайверы к Вашему рекорду?

Несколько человек в Украине подобрались к отметке в 7 минут. Но на Чемпионате Украины эту отметку никто не преодолел.

Можно ли Вас назвать профессиональным спортсменом?

Знаете, профессиональный спортсмен – это тот, кто зарабатывает спортом деньги, а любитель – тот, кто  на спорт деньги тратит. Я же не зарабатываю, но уже и не трачу. Так что я – спортсмен-полупрофессионал.

Прекрасное состояние для спокойного развития?

Да.

Но из-за того, что Вы занимаетесь организационными вопросами, Вы теряете форму, как фридайвер? Не придется ли выбирать? Потому что людей,   задерживающих дыхание на 7 минут немного. Хотя с хорошими организаторами дела обстоят так же…

За последние годы в AIDA Украина (национальная ассоциация по развитию фридайвинга) мы проделали огромную работу для развития этого замечательного вида спорта. Сформировалась команда людей, которая организовывает соревнования, проводит мероприятия, но свободных квалифицированных рук все еще не хватает. Концентрация только на спортивных достижениях, безусловно, дала бы свои результаты, но пока у меня нет такой возможности.

 А можете назвать команду спортсменов,  которые поедут на Международные соревнования по фридайвингу в Сербию, г. Белград ?

Да, это Наталия Жаркова, Александр Джабурия, Сергей Бас, Константин Топор и я.

Вы назвали пять человек.  Изначально ограничение для участия — 3 мужчины и 3 женщины?

Была такая квота, потом ее увеличили до 6 мужчин и 6 женщин. Более того, есть еще одно дополнительное место, благодаря тому, что я получил «WILD CARD» на чемпионате  мира в дисциплине динамика в ластах – в прошлом сезоне мой результат стал десятым в мире.

Это превосходно для Украины, десятое место в мире.

Да,  но результат   может быть еще лучше.

Тогда почему же Вы ищите спонсоров для предстоящих соревнований?

Ответ очень простой – потому что у нас их нет.

Украинский фридайвинг находится в таком положении, что государство денег  не выделяет, несмотря на то, что вы представляете страну на международном уровне?

Мы вынуждены рассчитывать только на частных спонсоров или на свои собственные силы. Именно поэтому на чемпионат едут 5 человек из 13 возможных. Фактически едут те, кто может позволить  себе это оплатить. Многие сильные ребята, которые могли бы  достойно представить Украину на чемпионате мира,  просто не имеют финансовой возможности  поехать и выступить.  Но есть надежда, так как фридайвинг только начинает развиваться в Украине. И пока он не олимпийский вид спорта, но есть люди, которые занимаются развитием фридайвинга на мировой арене. Они работают над тем, чтобы включить фридайвинг в программу Олимпийских игр.

А расскажите, пожалуйста, как Вы вообще начали  плавать, как пришли во фридайвинг?

Первые контакты с водой – в очень раннем детстве. Научил меня плавать отец.  Мое детство прошло в Чернигове, на реке Десна.  Летом мы проводили на ней много времени. Но это все такое, любительское плавание. А спортивным плаванием я уже занялся в университете, на втором курсе.

Сколько же Вам было лет?

В  18 лет я только начал заниматься плаванием. Учиться никогда не поздно. У меня было спортивное детство: начинал я со спортивной гимнастики, очень любил прыжки на батуте, ходил в секцию легкой атлетики, занимался футболом. Даже стоял на воротах за школу. А на втором  курсе пошел в секцию плавания. Причем пробился туда, где занималась сборная университета. Но изначально я себя переоценивал. Я думал, что плаваю лучше. Проплыть  400 метров на первой тренировке для меня оказалось большой задачей. Техника плавания была более-менее, но выносливости не хватало. Где-то через месяц у меня появился прогресс, и по крайней мере я уже мог плавать со сборной университета.

Это по 2-3 км за тренировку?

У нас были времена, когда мы занимались по 5 дней в неделю и плавали  по  4-5 км за тренировку. Полтора часа. И в таком режиме  5 или 6 лет.

А во  фридайвинг как вас занесло? Откуда вы узнали, что он существует?

Это была интересная история. Это произошло летом, когда я учился на предпоследнем курсе университета. Во время сессии надо было готовиться к экзамену, но очень не хотелось. Я думал, чем бы мне заняться. Жил я тогда в общежитии и зашел в соседнюю комнату к другу. А он мне говорит: «Хочешь, я тебе видео покажу?» — и ставит ролик, где Гийом Нери (Guillaume Néry) ныряет в Dean’s Blue Hole. Видео называется «Free fall»

Ваше знакомство с фридайвингом началось с такого чудесного ролика?

Да, а я открыл тогда рот и спрашиваю: «А что это такое вообще?» А друг говорит – это фридайвинг называется. И я себя спрашиваю, как такое возможно вообще? На одном дыхании так нырять?  Как же такое возможно? А друг еще рассказал про мировые рекорды и челюсть у меня просто отпала. Вот с того  момента я и начал активно поглощать информацию по фридайвингу, тренироваться,  задерживать дыхание. В общежитии  на кровати я задерживал дыхание и мучился от контракций, а мой сосед сидел рядом и не понимал, что происходит.

Не страшно было?

Я же подошел грамотно  к вопросу, изучил теорию. Я  уже тогда  понимал,  что такое «блэкаут», что может последовать за этим и как нужно подходить к тренировкам. Когда посмотрел видео, мы с другом договорились, что летом попробуем нырять в глубину. И  24 августа 2010 года, в день Независимости Украины, мы поехали на мыс Сарыч. Это самая южная точка Украины. И там первый раз мы ныряли.

А какое снаряжение у вас было?

Друг мой тогда уже купил себе  маску. А у меня не было вообще ничего. Из необходимого снаряжения были только плавки. Не было ни маски, ни трубки, а про гидрокостюм и ласты я мог только мечтать.

И у Вас была одна маска на двоих?

Нет, я взял маску у отдыхающих на берегу. Они меня еще спросили: «А  на какую глубину вы будете нырять?» Ну, говорю, метров на 16. А они с улыбкой  спрашивают: «А маска выдержит?».  Буйком у нас  была шестилитровая баклажка из-под воды. Тросом – две бельевые веревки, связанные между собой. Причем  мы каждые два метра навязали узелки , чтобы  измерять глубину. Вместо груза привязали булыжник, который нашли на пляже.  В море нашли глубину 16,5 метров. Нам тогда казалось это огромной, непокоримой глубиной. Начали нырять. Без ласт, без грузов, без гидрокостюмов. Брассом. Несколько нырков пришлось сделать, чтобы разныряться. Затем я донырнул до дна,  захватил горсть песка и понес наверх как доказательство. Тогда я испытал совершенно особое ощущение: когда подходишь  ко дну, начинается отрицательная плавучесть.  Вода перестает выталкивать вверх.  Я встал на дно ногами и мог спокойно осматривать подводный пейзаж, поднять  голову и увидеть, как на поверхности играют блики. И там,  далеко, мой  друг, такой  маленький-маленький, ждет меня. Я  понимал, что надо мной множество тонн воды и до вдоха целых 16 метров, но при этом мне было комфортно и совершенно не страшно. Совершенно по-особому ощущаешь окружающее пространство в такие моменты. Этот незабываемый день я считаю днем рождения себя, как фридайвера.

А после?

Мы с другом вернулись и засели в Интернете. Нашли соревнования по фридайвингу. И друг сказал: «Надо ехать».

Все с тем же другом? Как его зовут?

Дима Коваленко.  И мы начали готовиться к соревнованиям. Пока практиковались по задержке дыхания, я превысил украинский рекорд по статике. Он тогда был 6:05. А я сделал 6:10. Причем время я засекал на телефоне и, чтобы сохранить отсечку, нужно было дать ей имя. Сначала называл по времени, потом прогресс у меня начался ступенчато. Когда получилось 5:10, я назвал её «я в шоке», 5:40 – «я в шоке 2» , а когда дошло до 6:10, я написал «уже не в шоке». Вот так мы готовились.  В ноябре мы поехали на кубок Украины в г. Днепродзержинск. И показал я там 5:20 –это были первые соревнования,  не было гидрокостюма, я подмерз. Результат – 3 место.

И с тех пор  соревнований  не пропускаете?

Да, украинские не пропускаю.

А волноваться продолжаете?

Да, волноваться продолжаю. Бывает, когда к статике готовишься, делаешь последний вдох, переворачиваешься  и прямо чувствуешь, как твое сердце бьется. Не просто сердце, а все твое тело пульсирует.

И как успокаиваетесь?  Что-то говорите сами себе?

Я стараюсь ничего не говорить. Единственное, что провожу техники  релаксации, свои. Делюсь своими наработками,  когда есть возможность адекватно донести информацию. С некоторыми техниками нужно быть осторожным.

 У Вас  собственная методика? Вы ни  у кого не учились, занимались самостоятельно?

Конечно, учился. Решил не изобретать велосипед и поехал учиться к Умберто Пелиццари. В то же время, к нему из Украины поехали еще 6 человек. Это был инструкторский курс,  на котором нам было уделено очень  много  внимания инструкторов. Там были сильнейшие и знаменитейшие фридайверы со всего мира: Умберто  Пелиццари, Сара Кэмпбелл, Мартин Заяц, Мигель Лозано, а лекции по компенсации давления нам читал сам Федерико Мана.  И с тех пор я называю его «Бог эквализации».

Что такое эквализация?

Термин эквализация  во фридайвинге – это выравнивание давления. Есть два основных способа продувки: маневр Вальсальва – самый простой, но малоэффективный, потому что расходуется много энергии. И маневр  Френзеля – самый эффективный, он экономичней и позволяет продуваться на больших глубинах. Даже Маусфил – это разновидность Френзеля.

Не знаю про такой маневр.

А  Федерико Мана  знает. И меня научил. Те, кто углублялись в тему компенсации давления – его тоже знают. На самом деле я называю Федерико Мана богом эквализации,  потому что  он настолько углубился в эту тему, настолько ее изучил, что у него все разложено по полочкам, все взаимосвязано, все логически обосновано. Могу привести пример: после его лекции, я пообщался с ним лично, задал несколько вопросов, потому что тогда Маусфил у меня не получался. Он сказал сделать так-то и так-то. Я пошел в воду, сделал и увеличил глубину сразу на 10 метров. До этого порог по эквализации у меня был на пятидесяти метрах, и глубже не мог опуститься просто из-за невозможности продуться.

Продуваться этим методом можете научить?  

Да, я обучаю людей. Но здесь спрос превышает предложение. Я имею основное место работы  и проводить часто курсы не могу. Вопрос  времени. График у меня такой: в 9 утра я ухожу на работу и в 11 вечера возвращаюсь. Три раза в неделю минимум сам тренируюсь. Иногда тренирую других людей, что тоже весьма энергозатратно.

Чему нужно научиться, чтобы стать  фридайвером?

Правильно дышать  в первую очередь. И правильно не дышать.

Но это для статики, а для динамики? И сколько для этого нужно времени?

Для динамики понадобится техника плавания. Я видел людей, которые схватывают на лету – они чувствуют свое тело и могут им управлять.  Им просто нужно сказать что делать и как именно. Другие  не так быстро схватывают, они очень хотят сделать, но просто не могут. Им нужно практиковаться больше.  Все индивидуально. Я провожу  курс  по методике Умберто Пелиццари, естьчеткая программа, упражнения на суше и в воде, прописаны  навыки, которые нужно освоить.

Есть правила, которые нарушать нельзя?

Да, это первое правило безопасности фридайвера. Не нырять в одиночку. Если речь идет о спортивном  фридайвинге —  это правило нарушать нельзя.

Насчет тренировок. Какая часть уделяется технике плавания, задержкам дыхания. Как Вы готовитесь к ближайшим соревнованиям?

Ближайшие соревнования,  к которым я готовлюсь, пройдут в Сербии, в Белграде с 21 по 30 июня. Это будет Чемпионат Мира по бассейным  дисциплинам.  Если говорить о структуре тренировочного цикла, то в начальной фазе цикла – плавательные и аэробные нагрузки, направленные на улучшение ОФП, затем  идет переходный цикл. И потом – фридайверские тренировки. Фридайверские тренировки я делю на две части: первая посвящена технике, а вторая – непосредственно длинным ныркам  и гипоксической работе.

А как часто вы ныряете свой максимум?

Ближе к соревнованиям я начинаю чаще нырять максимумы. Где-то раз-два в неделю.

Используете ли Вы на тренировках проныривания со скоростными проплывами?

Гиперкапнические тренировки тоже есть, но не перед соревнованиями. Основную часть  тренировочного цикла – вы создаете «карандаш», который перед соревнованиями «затачиваете».

Используете ли Вы техники из арсенала гимнастики йогов?

Йогу, как таковую, я не практикую.  Если йоги подходят к этому, как к управлению энергиями…  Я использую упражнения только с точки зрения физиологии. Подбираю те методики, которые мне помогают.

В этом Вы не одиноки – очень многие  занимаются йогой «с точки зрения физиологии».

Вы хотите сказать, что есть люди, которые практикуют йогу и при этом и никакую философскую базу не используют?!

Конечно есть. Каждый занимается исходя из своих внутренних побуждений и потребностей. Про упражнения нам расскажете?

Все они направлены на увеличение гибкости тела, грудной клетки и диафрагмы.

А помимо соревнований,  есть места, где бы Вы хотели понырять?

Вопрос больше даже не «где бы», а «с кем бы».  Недавно в Одессе я нырял с дельфинами, это было моей мечтой. Пока мечтой остаются киты, китовые акулы  и морские котики. Я вот нырял еще с мантами.

Расскажите, пожалуйста.

О, это вообще неземные создания. Неземные. Я помню, как первый раз их встретил. Это было что-то невероятное. Плыла она где-то метрах на 15.  Я ее догнал, нырнул, и пока к ней плыл, она развернулась  посмотреть, что там происходит: повернулась ко мне пузиком и смотрит прямо в глаза. А глаза у них такие же большие и глубокие, как у лошадей. Завис рядом с ней, и создается ощущение, что на тебя смотрит пришелец. У них совершенно необычная форма. Так вот, подплываю к ней, смотрю в ее глаза, как она машет своими крыльями.  Ставлю рядом руку, я не трогаю ее, и вдруг она проводит своим крылом по моей ладони. Я был поражен. Они не гладкие, они шершавые, как кошачий язык. Такие впечатления  остались, что я плавал с трехметровым кошачьим языком с лошадиными глазами. Одним словом: инопланетянин.

Столько впечатлений.  Фридайвинг изменил вашу жизнь?  

Все изменения были достаточно плавными. Не думаю, что дело только во фридайвинге. Чью жизнь не возьми – все время что-то меняется, появляется новый круг общения,  появляются новые знакомства, новые интересы.

Устаете ли Вы от фридайвинга? 

Да, бывает. Осенью 2012-го на командном чемпионате Мира в Ницце, Само Йеранко (Samo Jeranko), один из сильнейших фридайверов Словении, сказал замечательную фразу относительно фридайвинга: «когда все становится слишком серьезным, страсть уходит». Когда ты начинаешь себя заставлять, когда нужно нырять через силу,  потому что надо, а не потому что хочется – тогда становится туго и страсть пропадает. И желание заниматься фридайвингом пропадает тоже.

Вы себя до такого состояния не доводите?

Пару моментов было. Но сейчас я стараюсь нырять в удовольствие.

А что еще кроме фридайвинга?

Знаете,  когда был в Шарм-ель-Шейхе, на курсе Умберто Пелиццари,  Фредерик Сесса (Frederic Sessa), который как раз установил рекорд мира в динамике в ластах, читал нам лекцию. Я тогда бредил фридайвингом и внимал каждому его слову. Фредерик рассказывал, как тренируется, давал советы и в конце сказал: «главное помните, фридайвинг – это не вся жизнь». Я тогда подумал, как рекордсмен мира  вообще может такое говорить. Теперь я понимаю, что он прав, и фридайвинг – не вся жизнь. У меня множество увлечений. Это горные лыжи,  прыжки с парашютом, картинг.  И даже прыжки на батуте.

Правда ли, что у фридайверов другое мировоззрение, что на фридайвера всегда можно положиться? Или это миф? 

Я думаю, что это закономерность. В основном те люди, которые занимаются фридайвингом , имеют определенное мировоззрение. Все взаимосвязано.  Люди, имеющие определенное  мировоззрение, определенные ценности – приходят во фридайвинг. Те люди, которые начинают  заниматься фридайвингом приобретают более гармоничное, я бы сказал, правильное мировоззрение.

В чем тут дело? Вода? Тренировки? Коллектив? Что меняет человека?

Это естественно, общение с водой. Вода всегда была такой субстанцией, которая играет очень важную роль  в жизни человека. Плюс самое главное – ты учишься чувствовать себя, контролировать себя, общаться с самим собой. Когда человек находит контакт с  самим собой, находит гармонию, это не может не отразиться на его поведении, на его мировоззрении,  на его общении с другими людьми.

Есть люди, которые ныряют, но не участвуют в соревнованиях.

Занимаясь фридайвингом, совершенно не обязательно участвовать в соревнованиях. Например,  Алена Удовенко раньше не участвовала  в соревнованиях, а теперь попробовала. У нее стабильные результаты, ей понравился сам процесс. Большинство людей, которые участвуют в соревнованиях, они не кому-то что-то доказывают, а в первую очередь  себе.

Но есть люди, которые и себе ничего не хотят доказывать…

Пожалуйста, это тоже имеет право на жизнь. Но соревнования создают особые условия и особую атмосферу. Одно дело нырять в свое удовольствие, а другое дело,  когда  ты должен успеть подготовиться, собрать себя и нырнуть в определенный момент. Для этого требуется больший самоконтроль, выдержка и подготовка. Для меня соревнования – это часть тренировки.  Мне запомнилось еще со школы: «контрольная – это тоже  время для того, чтобы учиться». И с каждых соревнований я привожу вагон опыта.

Когда ближайшие украинские соревнования по фридайвингу?

27-28 июля 2013 г, в Севастополе планируется провести  чемпионат Украины по нырянию в глубину.

А по бассейным дисциплинам?

В ноябре этого года состоится открытый Кубок Киева по фридайвингу. Подробную информацию можно будет найти на официальном сайте AIDA Украина http://www.aida-ukraine.org.ua/

Совсем недавно на задержке дыхания  вы пронырнули Арку Блю Холла?

 Да, это так. Утром 11 мая я пронырнул Арку Блю Холла. Сделал я это в моноласте, с постоянным весом. Время нырка 2:27, максимальная глубина нырка 58м. Она очень красивая и совсем не страшная.

Любой человек может стать фридайвером, как Вы считаете?
Да, если это занятие по душе. Вообще, нужно делать только то, что нравится. А то, что не нравится, делать не нужно. Сначала будет страшно, но интересно,  а  потом —  страшно интересно!

Интервью подготовили Алла Носенко и Дарья Рыбчинская

Об авторе

От kolosovD-adm / Administrator, bbp_keymaster on Ноя 25, 2015

Нет комментариев

Оставить комментарий